«Дядя Ваня» Стефана Брауншвейга. 7 и 8 октября
7 и 8 октября на Приморской сцене Мариинского театра (Большой зал) в рамках Международного Тихоокеанского театрального фестиваля состоятся показы спектакля «Дядя Ваня» (реж. Стефан Брауншвейг).
О СПЕКТАКЛЕ:
«Мне говорят, я смелый человек – в Россию со своим Чеховым».
Спектакль «Дядя Ваня» Государственного театра наций – это сбывшаяся мечта известного французского режиссера Стефана Брауншвейга.
Брауншвейг – руководитель парижского театра «Одеон», одного из двух национальных театров Франции, на его счету около семидесяти постановок по произведениям Брехта, Клейста, Бюхнера, Ибсена, но к Чехову у режиссера особое отношение. Поставить «Дядю Ваню» он мечтал 30 долгих лет.
За это время Брауншвейг брался за Чехова трижды. В разное время это были «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»…
«Часто считают, что, если приглашать французского режиссера, он должен ставить Мариво или Мольера. Но мне ближе Чехов, чем Мариво. Если я работаю за границей, мне приятнее иметь дело с писателем именно этой страны. Я уже ставил во Франции «Чайку», «Три сестры», «Вишневый сад». И каждый раз стремился отойти от традиций, условностей, связанных с постановкой этого материала на сцене. Поэтому и здесь я возвращаюсь к точному прочтению Чехова, очищенному от всех наслоений».
Мечтой оставался «Дядя Ваня». И непременно на русском языке с российскими актерами. Мечта сбылась в Театре Наций. Это стало первой постановкой Стефана Брауншвейга в России. Теперь режиссер признается, что искал баланс между экспрессией, с которой могут играть русские актеры, и вдумчивостью, с которой нужно подходить к чеховскому «Дяде Ване».
Брауншвейг уверен: ключ к сегодняшней постановке «Дяди Вани» – экологическая тема, которая волнует весь мир. Чеховский персонаж Астров оказался провидцем. Он остро переживает вырубку лесов, как бы указывая нам, потомкам, на глобальные проблемы с экологией в масштабах всей планеты.
«Мне важно войти этим спектаклем в общую экологическую повестку. Климат меняется. Первый раз я приехал в Москву в 1979 году, в феврале было 25 градусов мороза. Сегодня все не так. Теперь если в Москве зимой минус 10, то в Африке вообще невозможная жара. Население африканских стран перемещается в другие климатические зоны, в том числе к нам в Европу, и это уже миграционная и экономическая проблемы. Все связано: экология, экономика, энергетика. Чем больше мы разрушаем климат, тем к более глобальной катастрофе это ведет. У меня нет готовых рецептов, как исправить ситуацию, но надо будоражить умы, совесть, сознание всего человечества».
Не изменив ни слова из оригинального текста, Стефан Брауншвейг складывает сложный пазл взаимоотношений чеховских персонажей: Войницкий, Астров, Елена Андреевна, Соня… По ходу пьесы каждый по-своему теряет надежду, утрачивает иллюзии, вырывается из паутины своих заблуждений.
«Дядя Ваня» – это образ нашей беспомощности, – говорит Стефан, – можно ли жить, когда идеалы утрачены? Можно ли переосмыслить свою жизнь?»
География происходящего на сцене – условна так же, как и время действия. Но одежда и предметы обихода – вполне современны.
На сцене – звезды: Евгений Миронов, Анатолий Белый, Марина Александрова, Виктор Вержбицкий и другие.
7 и 8 октября на Приморской сцене Мариинского театра