Международный Тихоокеанский театральный фестиваль
Программа театра «Школа драматического искусства»

Программа театра «Школа драматического искусства»

В новом здании театра «Школа драматического искусства» на Сретенке Анатолий Васильев предложил собрать живую энциклопедию по театральной антропологии: истоки театральной традиции самых разных культур, обнаруживающие связь прошлого с настоящим, связь культа и ритуала с их современными отражениями. Это была одна из самых необычных программ олимпиады.

«Вся культура сегодня приобретает характер видимости, из которой исчезла сущность, она является отражением не жизни, а культуры как таковой, отражением отражения. Это становится очень опасным для самой культуры, для сознания людей, это опаснейшее явление, которое, в конце концов, отразится в будущем поколении», - говорил он в беседе на радио «Эхо Москвы», предваряя свою программу.

Олимпийская программа театра «Школа драматического искусства» (ШДИ) была сформирована непосредственно под руководством Васильева режиссерами Василием Скориком и Владимиром Берзиным, театроведами Аленой Карась и Евгенией Розановой. Она состояла из двух больших разделов: Международного форума по театральному образованию и эксперименту ШДИ (совместно с программой Центра имени Вс. Мейерхольда) и специального проекта Узкий взгляд скифа (название предложено Васильевым).

Форум

  • Раздел, предназначенный в основном профессионалам – актерам, художникам, режиссерам, студентам театральных институтов. Хореограф Мин Танака (Япония) 4 мая открыл программу спектаклем «Замерев», а также провел мастер-класс на тему «Капричос» Гойи, а 6 мая показал спектакль «Los Caprichos – Гости Гойи из тьмы».

  • Центр исследования творчества Ежи Гротовского (Вроцлав) представил серию лекций и видеопоказов, посвященных Гротовскому.

  • Рабочий Центр Ежи Гротовского и Томаса Ричардса (Понтедера) продемонстрировал Акцию и «Остался один вдох», созданные под руководством Томаса Ричардса и Марио Бьяджини еще при жизни Гротовского.

  • Экспериментальная Академия театров (Париж) под руководством Мишель Кокосовски предложила программу «Оружие поэзии», посвященную текстам Пьера Паоло Пазолини, Жана Жене, Бернар-Мари Кольтеса и Хайнера Мюллера.

  • Европейская Ассоциация в поддержку и развитие театральной культуры под руководством Юрия Альшица (Германия, Италия, Швеция) показала специальную программу «Индивидуальность и ансамбль: война и мир».

  • Франко Квадри, выдающийся итальянский театровед и критик, представил руководимую им Школу Мастеров (Ecole des Maitres) и «Чайку» (уроки и постановка Э. Някрошюса с участием итальянских, французских и португальских актеров).

  • Кроме того – прошли мастер-классы Тадаши Сузуки и лекции Анатолия Васильева «От Гротовского к Станиславскому». В рамках Форума прошёл показ «Пушкинского утренника. Уроки Анатолия Васильева». Суть своей работы Васильев выразил так: «Это методика — назад к школьному театру, назад к архаике».

Узкий взгляд скифа

  • Истоки и корни – специальный раздел, посвященный ритуальным и мифологическим корням театра. Впервые в современной российской театральной практике осуществилась попытка прояснить отношения светской культуры с мифом и ритуалом. Реконструкция богослужебного чина «Пещного действа», традиционный японский театр «Но» («Юто» в постановке Тадаши Сузуки), тибетское средневековое религиозное искусство (тибетская мистерия «Чам» и опера «Лхамо»);в программе Шаманский дар -- знакомство с шаманскими практиками Хакасии, Бурятии и Тувы; кроме того в разделе были представлены славянский аутентичный фольклор и обряд, суфийские дервиши из Пакистана и многое другое. В программе Отражения -- реконструкция традиционного «Вертепа» Виктора Новацкого и Андрея Котова, «Бикапония» Германа Виноградова, проект театра «Школа драматического искусства» «Песнь Песней» (музыка Владимира Мартынова).

  • Светское. Исключение из правил – раздел, знакомивший со спектаклями и проектами, приобщающими современного зрителя к утраченному опыту мифологического мышления. Помимо спектаклей из Венгрии («Дороття»), Киргизии («Кэрээз»), Польши («Полночь»), Словакии («Госпожа Княгиня» и «Сентенция»), Таджикистана («Свадьба и любовь соседской дочки», «Сон бабочки»), Туркмении («Король Лир»), Хакасии («Последний шаман»), Украины («Украденное счастье») в ней были спектакли лидеров мирового театра – «Видение Лира», «Царь Эдип» и «Электра» Тадаши Сузуки (Япония), «Илиада. Погребение Патрокла» и «Медея. Материал» с Валери Древиль (Франция) Анатолия Васильева (вне программы был показан «Мизантроп» Мольера – реализация идеи А. Васильева и Большого Лиликанского Королевского Театра Драмы, Оперы и Балета в рамках проекта «Лиликанский музей театральных идей»).

  • Золотая ветвь – раздел сказитель из Калмыкии Владимир Каруев в глубокой тишине совершал магический обряд – рассказ о герое Джангаре и волшебной стране, в которой, доживая до 25 лет, люди больше не старятся. 80-летняя Ольга Трушина – «сядоха» из смоленской деревни, то есть, женщина, отпевающая покойника, – пела духовные стихи о расставании души с телом, а молодой тибетский лама Лобсанг Церинг рассказывал о тибетской традиции читать «Тибетскую Книгу Мертвых», готовя душу умершего к переходу в другой мир: лама поет мертвецу в левое ухо, и его голос в течение нескольких дней сопровождает покойного в последнее путешествие. Техники предельных состояний: эпические сказания о судьбе народов, погребальные песни – древняя культура в ее антропологическом разнообразии и единстве разворачивалась перед зрителями ШДИ на Сретенке.